Участник

Быть учителем – это очень даже здорово!

Юлия Зайцева
Учитель математики,
Сызрань
НАЗАД
ВПЕРЕД

Юлия Зайцева: «Учитель - это не профессия, а призвание. Стать учителем - значит полностью посвятить себя любимому делу»

«Школьные годы чудесные, с дружбою, с книгою, с песнею…» - еще будучи ученицей своей школы мне нравилось кипучая школьная жизнь. Наш дружный 11В был организатором и инициатором многих мероприятий в школе - КВН, «Что? Где? Когда?», предметные декады, экскурсии по родному городу, походы в кино, в театр, в краеведческий музей, в выставочный зал. Мы учили уроки, а потом собирались у классного руководителя и с удовольствием сами составляли планы будущих мероприятий, сценарии праздников, просто обсуждали прошедший день.

После окончания университета я пробовала себя в разных сферах деятельности. Но случилось, так, что я снова оказалась в родной школе, и уже в качестве учителя. Оказывается, быть учителем – это очень даже здорово! И многим людям, как и мне, для того, чтобы это понять достаточно, попасть в эту сферу.

Учитель - это не профессия, а призвание. Стать учителем, значит полностью посвятить себя любимому делу. Когда я шла работать в школу, я воспринимала это именно как работа, но проведя в школе совсем немного времени, я изменила свою точку зрения. Сейчас я понимаю, что учитель, он и дома учитель. И это не только изложение нового материала и отработка знаний, это намного больше. Естественно учитель должен придерживаться образовательной цели: научить устной и письменной математической речи, развивать умение применять математические методы. Кроме этого важную роль в профессии учителя имеет воспитательный момент: воспитание качеств личности, связанных с мировоззрением обучающихся - это и понимание закономерностей мира, принципов познания, и привитие устойчивого интереса к приобретению научных знаний, и способность отстаивать свою точку зрения; воспитание у обучающихся качеств личности, связанных с нравственным воспитанием - ответственность, инициативность, целенаправленность, настойчивость в достижении поставленной цели; воспитание у обучающихся качеств личности, связанных с эстетикой (чувства прекрасного, развитие воображения, формирование пространственных воображений); воспитание у учащихся качеств личности, связанных с трудовым воспитанием - привитие навыков учебного труда, привычка к системному и упорядоченному труду, понимание важности коллективного труда и уважение к труду товарища. Обучение должно нести развивающие цели: развитие логического мышления, математической интуиции, математического воображения, развитие умений и навыков использования математических инструментов.

Современное Российское образование предлагает множество учебных программ, среди которых учитель может сам выбрать наиболее подходящую для себя. В каждой учебной программе есть как достоинства, так и недостатки, которые определяются чашей весов по-разному, в зависимости от поставленной цели учителя. Я особое значение уделяю истории математики и решению кроссвордов, ребусов. Так-как в книгах по математике их очень мало, мы сами придумываем различные головоломки. Например, учащиеся разработали совместно пособие «Кроссворды и ребусы» и предложили свою работу другим учащимся. Достоинством нашей работы является то, что дети заинтересовались таким видом деятельности и начали работу над новым проектом «Математические сказки». Таким образом, мы заполняем различного рода «пробелы» и развиваем творчество в математической области. На уроке учащийся, согласно поставленному графику, представляет историю любого учёного по математике с помощью презентации.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», - сказал Лев Толстой. И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно? Выход один: нужно дать ребенку возможность самому искать ответ – искать, может быть, мучительно, всю жизнь, но всерьез. Значит нужно научить его думать. Результат нашей совместной работы обязательно скажется: научившись думать самостоятельно, мои ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы. Я не смогу быть всегда с ними рядом, они окончат школу и уйдут, но навыки самостоятельной деятельности у них останутся. Одним из инструментов развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности, является самостоятельная работа. Уверена, что правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся. Культура мыслительной деятельности ученика значительно повышается, он успешнее овладевает теоретическими знаниями, более умело применяет их в своей самостоятельной практической работе, которая играет роль своеобразного мостика. Через него должен пройти каждый ученик на пути от понимания к овладению знаниями. Как правило, однообразие снижает интерес учеников к работе. Хотя в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач. Но без них невозможно выработать устойчивые навыки. Разнообразие самостоятельных работ позволяет поддерживать интерес учащихся к данным темам.

Особое место в изучении моего предмета отводится математическим кружкам и олимпиадам. В ходе их посещения у обучающихся развивается математическое мышление, повышается их общая и профессиональная культура. Но я думаю, что самым важным является то, что в кружке создается своя особая среда. Многие дети, придя в кружок, находят там новых друзей, получают возможность общаться со сверстниками, с которыми у них есть общий интерес – интерес к изучению математики. На олимпиадах дети привыкают быть самостоятельными, ребенок перед сверстниками гордиться, что он участвовал в олимпиаде, а это уже высокая оценка самого себя.

Для формирования учебно-познавательной концепции на уроках я применяю различные технологии в зависимости от типа урока: информационно-коммуникативные технологии, технология проблемного изучения, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления, игры, групповые формы работы, метод проектов. На уроках я использую различные типы заданий: участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания имеющие различные применения, самооценка событий. Для формирования и развития познавательных универсальных учебных действий (УУД) использую следующие виды заданий: найди отличие, поиск лишнего, лабиринты цепочки, составление схем-опор, работа с разными видами таблиц, составление и распознавания диаграмм. С помощью преднамеренных ошибок, поиска информации в предложенных источниках, взаимоконтроля, диспута, заданий "ищу ошибку", контрольных опросов на определенную проблему формирую регулятивные УУД.

Во время работы в основной школе я заметила, что классы состоят из обучающихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к обучению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. В обучении математики эта проблема занимает особое место, что объясняется спецификой учебного предмета. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. В условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя «сильные» и «слабые» ученики. Для решения этой проблемы на своих уроках я использую: дидактические материалы, обучающие таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля; карточки-задания, определяющие условие предлагаемого задания, карточки с текстами получаемой информации, сопровождаемые необходимыми разъяснениями, чертежами; карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий. Предлагаю следующие примеры по рациональному использованию дифференцированного подхода:

общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий по возрастающей степени трудности; индивидуальные дифференцированные задания; индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам или примерам; трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний, повышенный; равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий всё возрастающей сложности;

В своей работе я осознала необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было больше времени уделять отстающим ученикам, не упускать из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень, но каждый ребенок должен самореализоваться. И это, я считаю, необычайно важно.